a70e0e77 фильтр hs10s, aam. | Дагестанский камень в Майкопе - адреса. |     

Вельтман Александр - Иоланда



АЛЕКСАНДР ВЕЛЬТМАН
ИОЛАНДА
I
В один из прекрасных июльских вечеров 1315 года Гюи
Бертран, славный церопластик, недавно приехавший в
Тулузу, сидел задумчиво подле открытого окна в своей
рабочей (комнате). Он жил против самого портала церкви
св. Доминика. Заходящее солнце освещало еще вершину
башни. Гюи Бертран смотрел на эту вершину. Тень
поднималась выше и выше по туреллам, лицо его более и
более омрачалось, и казалось, что все надежды его
уносились вместе с исчезающими лучами солнца на башне.
Он имел все право предаваться отчаянию: кроме тайного
горя, которое отражалось во всех чертах его, искусство,
доставлявшее ему пропитание, было запрещено под смертною
казнию после суда над шамбеланом Франции Энгерраном
Мариньи, его женою и сестрою, обвиненных в чаровании
короля Людовика X.
-- Вот последнее достояние! -- проговорил Гюи Бертран,
вынув из кармана серебряную монету и хлопнув ею по косяку
окошка.-- Жена придет за деньгами на расход... я отдам ей
все, что имею, а она скажет: этого мало!.. Завтра
голодная жена и дети будут просить милостыню, а я буду
пропитаться на счет моих заимодавцев в тюрьме Капитула!
И с этими словами Гюи Бертран схватил лежавший на окне
резец и вонзил его глубоко в дерево. В эту самую минуту
кто-то постучал у дверей.
-- Вот она! -- произнес Гюи Бертран, вставая с места и
отдергивая задвижку.
Но вместо жены вошел неизвестный человек в широком
плаще, бледный, худощавый, высокий, с впалыми глазами.
- Гюи Бертран?
- Так точно. Неизвестный, входя в рабочую, припер за
собою дверь.
-- Угодно вам принять на себя работу?
-- Очень охотно приму... разумеется, скульптурную
-- Нет, работа будет относиться собственно до вашего
искусства...-- сказал неизвестный, вынимая из-под плаща
небольшой портрет.- По этому портрету вы должны сделать
восковую фигуру.
-- Восковую? Не могу! -- и Гюи Бертран, осмотрев с ног
до головы неизвестного, невольно содрогнулся.
- Вы. может быть, думаете. что я фискал инквизиции, ищу
вашей погибели? Нет! Впрочем, я найду другого
церопластика, который будет снисходительнее...
Неизвестный взял под плащ портрет и хотел идти.
-- Позвольте... Если вы мне скажете, для какого
употребления заказываете...
- Вот прекрасный вопрос!
-- Но... вы знаете, что можно сделать злое
употребление...
- О конечно, из всего можно сделать злое употребление;
однако же, покупая железо, не давать же клятвы, что оно
не будет употреблено на кинжал. Впрочем, будьте покойны:
это для коллекции фамильной. Угодно взять? Гюи Бертран
думал.
-- Извольте отвечать скорее!
-- Берусь... но... мне не дешево станет эта работа... и
вам также.
-- Насчет этого не беспокойтесь: вот вам в задаток...
здесь в кошельке двадцать луидоров. Через неделю должно
быть готово... только сходство разительное...
-- Можете положиться... Неизвестный удалился.
Гюи Бертран запер двери, спрятал портрет в шкаф. бросил
кошелек на стол и сел снова подле окна в раздумье. Вскоре
вошла жена его.
-- У тебя, Гюи, кто-то был? Не для заказов ли?
-- Да! -- ответил Бертран.
- Слава Богу!
- Да!- отвечал Бертран.
-- Это что такое?
-- Деньги.
- Слава Богу. - повторила жена.- двадцать луидоров!..
Это все твои?
-- Да! - отвечал Бертран.
-- Я возьму на расход?.
-- Возьми.
-- Ты, верно, обдумываешь заказанную работу?.. Я не
буду тебе мешать.
Она вышла, а Гюи Бертран просидел до полуночи перед
окном.
II
На другой день рано утром Гюи Бертран вошел в свою
рабочую, вынул портрет, поставил его на станок и, заложи



Назад